Высоко над лазурными водами Тихого океана, на фоне занимающейся зари, едва различимой с вулканических сопок, поднимающихся над горизонтом, сверкают золотом кончики крыльев. Вскоре появляется немногочисленная стая птиц. Они летят строем, по две-три в ряд, вычерчивая изящные узоры на фоне облаков. Между ними крест-накрест снуют туда-сюда ярко голубые птицы, а наиболее крупные, красноватые, летят наперерез всем, выделяясь воздушностью и динамизмом. С авангардом Золотых птиц огромная стая летит прямо к острову, и вскоре небо Самоа становится затканным тысячами и тысячами машущих крыльями птиц.
В вестибюле отеля сидит человек с блокнотом для рисования. На первый взгляд кажется, что он наносит на бумагу какие-то древние письмена. Его рука с плавной грациозностью завершает каждый взгляд. Многие художники, поэты, писатели приезжают на острова Тихого океана, чтобы вновь обрести и почерпнуть силу творческого вдохновения. Здесь, вдалеке от проблем Европы и Америки, они находят простоту духа, которая позволяет взглянуть на мир в новом свете. «Это настоящая красота, такая чистая, что захватывает дух», - писал английский поэт Руперт Брук. Гораздо реальнее внешнего пейзажа - внутренний пейзаж души. Здесь вы сочтете свет слишком лучезарным, чтобы передать его красками неба - слишком просторным, чтобы можно было его представить, а ощущения слишком тонкими, чтобы о них говорить. Путешествуя по этому внутреннему царству, художник неожиданно повстречался с птицами-душами. Он ненадолго задержался с ними. Они пели ему о свободе, свободе души, но звучали они как один голос. Он подумал, не перенести ли их из внутреннего плана существования на земной так, чтобы когда они вернутся в свою небесную обитель, они были не одни. В своей мечте художник увидел этих птиц в стремительном полете снующих между небом и землей.
С того первого дня художник каждый день оставлял время на своих птиц, и очень скоро у него уже было несколько сотен рисунков. Были видны удивленные глаза, впервые смотрящие на мир, изящные птицы с длинными грациозными шеями, повернутыми в сторону, лебеди, скользящие по невидимой глади озер, птенцы, жалобно орущие, и другие птицы, выставляющие напоказ роскошное оперение своих хвостов.
Как поэт, Шри Чинмой пел о птице-душе всю свою жизнь. Для него это всегда было реальностью присутствующего во всех земных ситуациях человека. Он рисовал во время поездок в машине, в любую свободную минуту, у себя в комнате поздно ночью. В конце концов восьмого января 1992 года он объявил, что цель, семь тысяч, достигнута. «Семь тысяч золотисто-голубых птиц, семь тысяч, несут меня в небеса на своих сверкающих крыльях».
Считают, что великое искусство говорит со зрителем, и что в тишине, которая воцарится, когда стоишь перед произведением искусства, возникает двухсторонняя связь. Искусство предлагает свою красоту, а мы - ответные чувства. И в определенный момент происходит совершенное общение. Но характер искусства таков, что даже, когда мы уходим от него, оно продолжает предлагать себя бескорыстно, словно аромат розы струится по саду даже в отсутствие садовника.
Случилось так, что от группы коробок, в которых хранились птицы, стали исходить явно неотступные признаки птичьего зова. Художник уловил их зов. К его удивлению, к нему пришли не только семь тысяч золотисто-голубых птиц, за ними теснились огромные стаи птиц из других сфер; они тоже молили о физической форме. Художник работал с той же любовью и вниманием к каждому творению, не в смысле его тщательной отделки, а давая каждой птице достаточно времени и пространства, чтобы выразить себя. Линии оставались плавными, уверенными и элегантными. Ни малейшего признака того, что художник стеснен рамками бумаги или необходимостью работы, которую он сам возложил на себя. Сегодняшняя цель завтра будет превзойдена. Сегодняшняя цель - это фундамент. Каждое мгновение мы должны превосходить себя, глубоко внутри ощущая послание совершенства.
18 января, когда Шри Чинмой был проездом в Южных Филиппинах, Университет Южные Филиппины присвоил ему почетное звание Доктора гуманитарных наук за его вклад в дело мира. Во время церемонии было выставлено дополнительно еще 3700 новых птиц, а 29 января, перед самым окончанием своей зарубежной поездки, он завершил круглую цифру - 10000 птиц. Этой третьей серии он дал название «10 тысяч пламенно летящих птиц - песен». «Эти птицы напоминают мне о счастье, которое пронизывает все. Куда бы я ни смотрел, я вижу птиц, и это предает мне какое-то ребяческое счастье. Каждая птица доставляет мне огромную радость. Ибо новое творение пришло в мир служить Богу.»
Шри Чинмоя пригласили выставить небольшое собрание птиц в Пале-де-Руа-де-Мажорк на юге Франции. Птицы имели шумный успех, и несколько позже Шри Чинмой в том же году был награжден специальной премией престижной академии Лютес.
Другая коллекция отправилась в Японию, где была выставлена в токийской галерее Сендзюку Ситизенс и в зале Мира Осаке. В августе в районе Манхеттена, в Сохо, разместилась коллекция и
70 тысяч птиц. Представители мира искусства Нью-Йорка посетили это новейшее пополнение художественной колонии птиц. И картины получили много благоприятных отзывов. Например, Манхеттенская «Арт-Интернешнл» писала: «Каждый рисунок выполнен быстрыми движениями шариковой ручкой в манере, доведенной до автоматизма, что так напоминает манеру дзеновских художников-монахов. У каждой птица своя поза, осанка или символический жест. Они парят на большой высоте, кружатся в пространстве, обнимая друг друга, наслаждаются покоем. Переживания зрителя глубоко индивидуальны и являются откровением. В присутствие этих тонких чистых форм и вдохновенных трудов преобладает положительная энергия.» Эд Макамарк, корреспондент «Арт-Спик», ежемесячного художественного обозрения Нью-Йорка, выразил такое мнение: «Данная выставка представлена множеством элегантных графических рисунков, заключенных в паспарту и смонтированных на огромных панелях высотой в восемь футов с проходами для зрителей. Эффект от созерцания стольких тонких графических рисунков Шри Чинмоя, перемежающихся с его лиричной акриловой живописью и поэтическими афоризмами, поистине трансцендентальное переживание. Из века в век многие художники использовали птицу как могущественный символ. В наше время можно говорить как о «Голубе Мира» Пикассо, так и страшных грифах Леонардо Баскони, волнующих умирающих птицах Мориса Траве.»
Однажды Шри Чинмой признался, что он испытывал как психическую радость, так и умственное напряжение, и добавил: «К счастью, сердце сильнее ума, и, когда я рисую, я стараюсь, чтобы мой ум был пуст, безучастен и спокоен, насколько это возможно. Внешний ум, как поверхность моря, которое взымается волнами. Оно - само беспокойство. Но если нырнуть в глубину, тогда то же самое море - сам покой, тишина и безмятежность. И там мы находим источник творчества.»
Образ птицы является близким и может толковаться людьми всех религий и культур. Из века в век многие художники использовали образ птиц. Во внешней форме птиц Шри Чинмоя скрыта древняя и современная культура Востока и Запада. Современная манера изображения и радость, исходящая от этих птиц, нацелена прямо в сердце зрителя. Они наполнены вибрирующей энергией и стремительным движением полета. Вот что сказал о рисунках Шри Чинмоя Владимир Петровский, бывший Генеральный Директор офиса ООН в Женеве: «Рисунки очень трогательны, как и то посвящение, с которым Шри Чинмой выполнял свою задачу. Замечательные птицы трогают сердце. Я уверен, что многие оценят их, как простые и все же могучие символы мира и свободы.» «Нью-Йорк Таймс» подчеркивала: «Он рисует своих птиц быстро и просто тысячами в день. Они выполнены шариковыми ручками разных цветов, акриловыми красками, радужными мелками и металлическими перьями на бескислотной бумаге, хлопчатобумажном полотне, японской рисовой бумаге и других материалах. Некоторые птицы включают в себя сотни и даже тысячи маленьких птиц.»
5 января 1994 года в Суве на Фиджи Шри Чинмой закончил рисовать 1 миллион птиц. Миллион - число, с которым обычно ассоциируется количество долларов, если говорить о богатстве число, которое используют для описания большой столицы, до этого числа пытаются досчитать маленькие дети, но из-за своей нетерпеливости бросают считать, дойдя до ста. Миллион, обычно, не занимает место в бытовой жизни - он слишком велик. Вполне подходящими кажутся меньшие цифры и количества. Например, пробежать 25 километров, проехать 40 километров, прочитать 150 страниц, нарисовать 1 птицу.
На сегодняшний день художник создал 17 миллионов Птиц-Душ. Есть ли предел художественному поиску? Скорее всего, нет, как нет предела Вселенной, населенной Птицами-Душами, летящими в небе свободы, и художественному видению мастера. Если ранее в его работах было четкое разграничение между его миром картин и графическими изображениями птиц, то на сегодняшний день художник представил новый стиль изображения - птицы Джарна-Кала. Джарна-Кала в переводе означает «Фонтан-Искусство».
Соединив свою живопись и графику, он изменил собственную манеру творчества, где свободно парят его разноцветные птицы. Создание новой серии «Птицы Джарна-Кала» - это не только встреча с цветом и светом, это новое приглашение к путешествию и нам остается его только принять.